Страны и города Европы

Информация о стране

испания

Города Испании

В этом разделе: города и туристические районы Испании - фотографии, краткая история и наиболее значимые места, которые стоит посетить, также советы по шопингу и прочие полезные вещи

Что посмотреть:

 

В других странах:

Страны Европы:

Административное и политическое устройство Испании

Административно-территориальное деление Испании
Основной административно-территориальной единицей в Испании является автономное сообщество, которых на сегодняшний день насчитывается 17 плюс к ним — два автономных города на севеое Африки — Сеуту и Мелилью. Автономные сообщества подразделяются на провинции, всего их — 50.

Государственное и политическое устройство Испании
Испания является социальным демократически государством, его политическое устройство — парламентская монархия. В стране действует Конституция, одобренная на общенациональном референдуме 6 декабря 1978 и вступившая в силу с 29 декабря 1978.

Глава государства — король (с 22 ноября 1975 — Хуан Карлос I). Король является высшим представителем Испанского государства на международной арене, Верховным главнокомандующим, главой Высшего Совета обороны, гарантом демократических ценностей и Конституции страны. Король действует и принимает решения с одобрения парламента страны, который, в свою очередь, разделяет с королём ответственность за принятые решения. Король назначает председателя правительства (премьер-министра) и по представлению премьер-министра членов кабинета Совета министров.

Глава исполнительной власти — председатель правительства, как правило, является лидером партии, располагающей большинством мест в Конгрессе депутатов. С 1996 этот пост занимает Хосе Мария Аснар Лопес. Высшим консультативным органом правительства является Государственный Совет, состоящий из 29 членов.

Законодательные и контрольные функции над деятельностью правительства закреплены за парламентом (Генеральными кортесами), состоящим из двух палат. Большая часть полномочий принадлежит нижней палате, Конгрессу депутатов (350 мест). Принятые им законопроекты представляются на рассмотрение верхней палаты — Сената (259 депутатов), но Конгресс депутатов большинством голосов может преодолеть вето Сената.

Согласно статусу (одобрен на референдуме в октябре 1979) каждое автономное сообщество имеет собственный парламент (законодательную ассамблею), президента, избираемого парламентом, и правительство с широкими полномочиями на региональном уровне в области землепользования, строительства, транспорта и общественных работ, экономического развития, туризма, культуры, здравоохранения и образования. Президент парламента одновременно является высшим представителем региона на государственном уровне.

Однако в случае возникновения конфликтных ситуаций государственные интересы превалируют над региональными. Парламенты автономных сообществ избираются сроком на 4 года на пропорциональной основе по партийным спискам. Каждая из 50 провинций имеет собственный муниципальный совет, возглавляемый (после 1997) назначаемым региональной властью уполномоченным (делегадо).

Судебная система Испании
Судебная система Испании включает Верховный суд (Верховный трибунал), состоящий из 20 членов, назначаемых королём на 5 лет, 19 территориальных высших судов, уголовные суды первой инстанции в каждой провинции, окружные, муниципальные и специальные суды. Действует также и Конституционный суд, состоящий из 12 членов, назначаемых королём на 9 лет, в функции которого входит контроль за соблюдением Конституции. Нововведением Конституции 1978 является пост «народного защитника» коллективных прав и прав личности, признаваемых сегодня за всеми испанскими гражданами.

Основные политические партии Испании
Среди политических партий наибольшим влиянием пользуются две общенациональные партии — консервативная, правоцентристская Народная партия (НП) и Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП). Народная партия (первоначальное название — Народный альянс) создана в 1976 в результате слияния семи политических партий, получивших на первых демократических выборах 1977 весьма скромные результаты. Основатель и главный идеолог партии — один из известных общественно-политических деятелей эпохи франкизма Мануэль Фрага Ирибарне.

Испанская социалистическая рабочая партия — одна из старейших в Европе. Создана в 1879 типографским рабочим Пабло Иглесиасом. С момента создания и до прихода к власти Франко ИСРП всегда играла важную роль в политической жизни страны: входила во II Интернационал, была крупнейшей партией Народного фронта в период гражданской войны 1936—39. Во франкистский период, будучи на нелегальном положении, партия несколько ослабила свою деятельность. Однако с начала семидесятых годов 20 века в результате избрания нового генерального секретаря Ф.Гонсалеса ИСРП превратилась в главную оппозиционную партию страны. На выборах 1982 она одержала триумфальную победу, получив поддержку 12 млн голосов избирателей, что дало ей абсолютное большинство в парламенте (202 депутатских мандата в нижней палате и 134 места в Сенате). Это позволило сформировать правительственный кабинет во главе с премьер-министром Гонсалесом.

Профсоюзное движение, насчитывающее 15 млн членов, представлено, в первую очередь, Всеобщим союзом трудящихся, созданным ИСРП в 1888 году, Профсоюзной конфедерацией рабочих комиссий левого толка, созданной в 1956 и игравшей большую роль в борьбе с франкистским режимом (насчитывает 900 тыс.членов), проправительственным Профсоюзным синдикатом рабочих (ПСР), целым рядом университетских профсоюзов. В стране действуют также многочисленные отраслевые и региональные предпринимательские ассоциации, объединённые в национальный патронат — Испанскую конфедерацию организаций предпринимателей (ИКОП), созданную в 1977, играющую важную роль в разработке экономической и социальной политики правительства.

Внутренняя политика Испании
направлена прежде всего на «строительство государства самоуправляемых регионов», обеспечение их взаимной солидарности. Начавшийся в 1978 процесс регионализации происходил по следующим основным направлениям: разработка статуса автономных сообществ, проведение административной реформы путём передачи власти и ресурсов автономным сообществам и муниципалитетам посредством сложного процесса переговоров и конституционных поправок. Особое внимание уделяется разработке политики сглаживания экономических и социальных диспропорций в рамках единой региональной политики ЕС. Ведётся также активная борьба с коррупцией государственных и партийных чиновников, преступностью (особенно среди молодёжи), нелегальными иммигрантами.

Внешняя политика Испании
Внешняя политика современной Испании формируется под влиянием факторов, вытекающих из её членства в НАТО, ЕС, других международных организациях, а также с учётом двустороннего военно-политического сотрудничества с США, традиционных связей с Латинской Америкой, странами Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока.

Практически три четверти 20 века Испания по целому ряду причин, прежде всего из-за сорокалетней франкистской диктатуры, находилась в длительной международной изоляции. И. сохраняла нейтралитет в первой мировой войне и формально в период второй мировой войны, фактически же являясь союзником Германии и Италии.

В 1950—60-е годы после краткого послевоенного периода международной изоляции начинается активное военно-политическое сближение Испании с США, а косвенно — и с НАТО, учитывая ключевую роль Вашингтона в этой организации, берётся курс на экономическую интеграцию со странами ЕС. Однако полностью нормализовать свои отношения с демократическими государствами Западной Европы Испании удалось только в постфранкистский период.

В 1981—82 завершается процесс подписания и ратификации Протокола о вступлении Испании в НАТО. Вместе с тем вопрос о характере этого членства оставался открытым вплоть до проведения общенационального референдума 1986 года, утвердившего особый статус участия Испании в НАТО, ограниченного только политическими структурами.

Вступление в ЕС (1986) открыло «зелёную улицу» для подключения Мадрида к Западноевропейскому союзу (1988), а с 1 января 1990 и к военному бюджету НАТО. После распада СССР Испания полностью меняет прежнюю концепцию национальной безопасности, которая ограничивалась исключительно обороной собственной территории, и становится активным и полномасштабным участником всех североатлантических действий по обеспечению коллективной безопасности, включая и миротворческие операции (в зоне Персидского залива, Косово, Югославии и др.).