Страны и города Европы

Информация о стране

франция

Города Франции

В этом разделе: города и туристические районы Франции - фотографии, краткая история и наиболее значимые места, которые стоит посетить, также советы по шопингу и прочие полезные вещи

Что посмотреть:

 

В других странах:

Собор в Амьене

Достопримечательности Франции
Собор в Амьене

Собор Нотр Дам де Амьен, построенный Робером де Люзаршем — это подлинный шедевр готической архитектуры и одновременно последний в ряду готических соборов Иль-де-Франс, воздвигнутых в XIII веке. Строительство собора в Амьене началось практически одновременно с Реймским. В 1218 году пожар, вызванном ударом молнии, уничтожил существовавший тут собор романской архитектуры. Первый камень в основание нового храма был заложен в 1220 году при епископе Арну де ля Пьере (он скончался в 1247 году и был похоронен в центральной капелле собора). Архитекторами Амьенского собора были Робер де Люзарш, а потом Тома де Кормон и его сын Рено де Кормон. За основу проекта они приняли собор в Шартре, пару видоизменив проект.

Согласно первоначальному плану, башни собора должны были быть вдвое шире и гораздо выше существующих, но строители решили остановиться, возведя башни лишь до половины высоты, отчего при осмотре здания возникает ощущение дисгармонии. В 1366 году было начато сооружение шатра над южной башней. Северную башню достроили лишь в начале XV столетия.

Амьенский собор по настоящему впечатляет своими размерами. Его протяжённость составляет 145 метров, максимальная ширина — 59 метров, высота сводов центрального нефа достигает 42,5 м, ширина центрального нефа — 14,5 метров, общая площадь здания — 7800 кв. м. Собор был настолько велик, что первоначально мог вместить все население Амьена, насчитывавшее в то время около 10 тысяч жителей. Роберу удалось построить в Амьене храм, превзошедший по величине даже шартрский и реймский соборы. Ключевую роль сыграло тут решение зодчего отказаться от обычной установки крупных каменных блоков друг на друга. В качестве модели он избрал не реймские и шартрские массивные опорные столбы, а более изящные колонны собора в Суасоне, совершенно адекватные замыслу собора в Амьене не только с декоративной, но и со структурной точки зрения. И в то же время из Шартра была заимствована система четырех тонких колонн, окружающих опорный столб. Проигрывая реймским и шартрским колоннам в толщине, амьенские опоры превосходят их по высоте. Что касается конструкции хора, то зодчие Амьена даже отказались от задней стены трифория (которая прежде считалась обязательным элементом), благодаря чему этот ярус, темный в других храмах, стал тут ярко освещенным и зрительно объединился с ведиколепным ажурным декором верхних окон центрального нефа.

Амьенский собор красив, откуда ни погляди на него. Стройный башенный шатер фонаря над средокрестием усиливает общее впечатление стремления ввысь и подчеркивает саму высоту готической конструкции. Изящные легкие контрфорсы, увенчанные пинаклями, подымаются от основания собора к его кровле.

Традиционные окна-розы в Амьенском соборе выполнены в виде восьмилепесткового цветка шиповника, напоминающего лишь что распустившийся бутон. И “роза”, и стрельчатые окна высотой в 12 метров, раньше были застеклены многоцветными витражами. Исходя из этого высокие своды собора казались затененными и как бы покоились на стенах, излучавших неяркий переливчатый свет. Мягкое освещение падало то с одной, то с другой стороны — в зависимости от времени дня. А самой светлой частью в соборе являлся алтарь, освещаемый высокими стрельчатыми окнами апсиды. Такое умелое распределение света, характерное вообще для готических соборов Франции, создавало особое возвышенное настроение у молящихся. Но чтобы правильно распределить эти потоки света, нужно было быть незаурядным мастером.

Красивый средний неф собора рассматривался как олицетворение идеи вертикальной композиции готического храма; при трехчастном делении его стен высота аркады опор нижнего яруса достигла высоты трифория и фонаря вместе взятых. Ощущение высоты усиливается благодаря потокам света, льющимся сквозь стекла фонаря, стройным, устремленным ввысь группам колонн со стрельчатыми аркамии изящным вертикальным линиям решетки витражного окна в алтаре.

Фасад Амьенского собора отличается редкостным слиянием архитектуры и скульптуры. Исследователи считают, что работами руководил строитель, который был выдающимся ваятелем и возглавлял великую артель мастеров-каменотесов. Ему удалось подчинить единому замыслу всех участников работ. Их украшают скульптурные рельефы со сценами из Ветхого Завета и из жизни горожан (4500 фигур). Скульптурные украшения трех порталов собора посвящены трем темам: теме Страшного суда, Деве Марии и местночтимому святому — первому епископу города Фирмену, после канонизации ставшему покровителем Амьена. Статуи, украшающие центральный фасад, выполнены в 1224-1230 годах. Украшением южного фасада Амьенского собора является знаменитая скульптура “Золотая Мадонна”, относящаяся к середине XIII столетия. Некогда она была позолочена, за что и получила свое название. Эта изумительная скульптура послужила примером для многих последующих построек Франции и Европы.

После прихотливого резного убранства фасадов внутри собора ожидаешь увидеть нечто неординарное. Стены храма практически лишены убранства — их опоясывает лишь рельефная гирлянда. Внутреннее пространство храма практически пополам делится широким трансептом. Уходящая вглубь стройная, легкая колоннада высотой 18 метров создает в храме впечатление простора, свободного пространства, пронизанного воздухом и светом. Во многом это ощущение достигается за счет громадных размеров здания, но еще больше — из-за отсутствия традиционных витражей.

Амьенский собор оказал громадное влияние на зодчих, возводивших в последующие времена готические постройки в других областях Франции.


Похожие статьи: