Страны и города Европы

Информация о стране

греция

Города Греции

В этом разделе: города и туристические районы Греции - фотографии, краткая история и наиболее значимые места, которые стоит посетить, также советы по шопингу и прочие полезные вещи

Что посмотреть:

 

В других странах:

Монастырь Иоанна Богослова на острове Патмос

Достопримечательнности Греции —
монастырь Иоанна Богослова на острове Патмос

Монастырь Иоанна Богослова на острове Патмос

Практически не осталось сведений о первых веках существования скалистого необитаемого острова. Несколько слов о Патмосе можно найти в произведениях древнего писателя историка Фукидида. Намного позже географ Стравон в своем произведении „Мировое путешествие“, написанном в 530 году до н. э., упоминает Патмос. Но в существовании этого места как бывшего населенным еще до нашей эры можно убедиться и по развалинам древнего Акрополя в районе Кастелли на Патмосе и по надписям, найденным там и датируемым IV веком до н. э.

Сегодня Акрополь на Патмосе — это несколько сохранившихся древних камней. Здесь запрещены какие-либо раскопки, но местные жители, живущие неподалеку, свидетельствуют о том, что по ночам видят там огни. По-видимому, кому-то из приезжих не дают покоя легенды о древних сокровищах.

Как и многие острова Эгейского и Ионического морей, находящиеся на пути из Италии в Грецию и Турцию, по мере развития мореплавания Патмос становился все более привлекательным для каждой из этих стран. Бухта Скала, закрытая в то время от обозрения с моря, была прекрасным убежищем для пиратских судов и турецких галер. Поэтому не удивительно, что с V по XI век Патмос опустел и стал необитаемым.

Строитель монастыря

В конце XI века на остров прибывает пустынник Христодул. Вынужденный покинуть свою обитель из-за турецких набегов, он странствовал по священным местам Востока, связанным с земной жизнью Христа. Именно так он прибыл на Патмос. Решив, что остров своей безлюдностью и небольшими размерами — всего шестнадцать километров в длину и не более десяти в ширину — идеален для отшельничества, он отплыл в Константинополь, чтобы просить императора Алексия Комниноса разрешить там постройку монастыря. И 11 апреля 1088 года указ был подписан императором и передан в руки святого Христодула. Кстати, эта драгоценная реликвия — дарственная на остров с золотой печатью и перевязью — до сих пор хранится в прекрасном состоянии в музее монастыря. Именно с этого момента и начинается монастырская история Патмоса.

Святой Христодул, являясь игуменом и правителем острова, установил законы, по которым было запрещено селиться мирским людям на острове. Исключение было сделано лишь для мужчин-строителей. Но вопреки этому через три года игумен уже принимал рабочих, прибывших со своими семьями. Монахам же строго запрещалось посещать эти дома, а кто не соблюдал эти правила — подвергались епитимии. Девятнадцать лет шло строительство обители и ее стен. После завершения работ мирянам официально было разрешено селиться вокруг монастыря, чтобы при пиратских набегах они могли скрываться за стенами крепости обители.

Селений становилось все больше, пастбища и огороды все чаще появлялись на местной земле, давая островитянам возможность работать и богатеть. В бухту заходили пиратские корабли, нарушая покой местных жителей и нападая на монастырь. Монахи прятались в лесах. К концу жизни игумен, не имея больше здесь покоя, покинул Патмос и отбыл на остров Кос, где и скончался. Мощи святого Христодула по сей день хранятся в храме монастыря на Патмосе и являются предметом почитания для туристов и паломников.

Плоды послушания

После 1453 года по всей Греции существовала Оттоманская колонизация. Несмотря на это, многие острова смогли сохранить свою независимость, в том числе и Патмос, но местные жители обязаны были признать турецкое господство, а также много лет выплачивать дань султану. С 1770 по 1774 годы русский флот под руководством адмиралов Алексея и Федора Орловых заняли территорию Патмоса. В музее монастыря до сих пор хранится кинжал одного из братьев.

Каждый из завоевателей Патмоса: итальянцы, турки, русские, немцы — оставили после себя следы. Даже само название, которое изначально было „Патнос“, менялось: Пальмоза, Патмоза, Патинос, и со временем осталось название „Патмос“. Менялись архитектура, привычки и обычаи местного населения, некоторые жители острова до сих пор прекрасно общаются на итальянском языке, который они вынуждены были учить во время Второй мировой войны, когда Патмос оккупировали итальянцы. Менялась и сама природа.

В 1088 году Николай Цанци, придворный нотарий императора Алексия Комниноса и описатель Кикладских островов, прибыл на Патмос по приказу императора. В своей описи, которая также хранится в библиотеке монастыря на Патмосе, пишет: „Патмос я нашел совершенно пустынным, необитаемым, покрытым терновником и другими сорными травами, неприступным, по местам безводным и совершенно сухим, потому что на всем острове не было найдено живой воды или текущей, за исключением весьма немногих колодцев…“ С мая по сентябрь из-за полного отсутствия дождей земля на острове раскаляется жгучим солнцем. Здесь вы не найдете никаких водоемов, которые бы могли напоить деревца.

В середине ХХ века отец Амфилохий, духовник богословской школы при монастыре святого Иоанна Богослова, привез саженцы сосен с соседнего, богатого зеленью острова Кос. Семинаристы ухаживали за саженцами, поливали их, нося воду ведрами. Именно таким образом отец Амфилохий учил их выращивать доброе в своей душе и не уставал повторять, что вырастить дерево — значит умножить надежду и жизнь, стать сотрудником Божиим в преображении мира.

Труды не пропали даром, и сегодня роскошный парк из нескольких тысяч сосен украшает Патмос. Их больше не надо поливать, они сами удерживают влагу. А путники, преодолевая крутой подъем в монастырь, имеют возможность укрыться от жары и отдохнуть в роще, даже не подозревая, что прекрасные деревья — плоды послушания.