Страны и города Европы

Информация о стране

Бельгия

Города Бельгии

В этом разделе: города и туристические районы Бельгии - фотографии, краткая история и наиболее значимые места, которые стоит посетить, также советы по шопингу и прочие полезные вещи

Что посмотреть:

Достопримечательности Бельгии
Достопримечательности Брюсселя
Статьи о Бельгии

 

В других странах:

Порт Антверпена

Антверпен и Гент связаны широкой лентой скоростной автострады. По ней 53 километра, разделяющие эти города, проскакиваешь меньше чем за полчаса. Бельгийцы не пожалели вложить громадные средства в развитие дорожной сети, являющейся сейчас, пожалуй, наиболее совершенной в Западной Европе.

Ну вот и Антверпен! Расположен он в северной, фламандской части Бельгии, на правом, восточном берегу реки Шельды, в 80 км от Северного моря. Город был основан на аллювиальных наносах Фландрской низменности. Ширина Шельды в пределах Антверпена составляет 450 м, а глубина — 10 м, что делает её доступной для морских судов.

Проскочив по длинному, глубокому тоннелю, прорытому под рекой Шельда, автострада вырывается на антверпенскую окружную дорогу, бетонным полукольцом охватившую город, прижав его к берегу Шельды и причалам знаменитого антверпенского порта.

Параллельно руслу реки тянется судоходный канал Баалхук. Каналы Альберта, Брюссельский и Тюрнхаут обеспечивают удобное водное сообщение со столицей и внутренними районами Бельгии. Таким образом, морской порт Антверпена, в котором сходятся пять железных дорог и шесть автомагистралей, обслуживает не только соседние с Бельгией Германию, Францию, Нидерланды и Люксембург, но также Швейцарию и Италию.

Порт Антверпен (Port of Antwerp) уступает по размерам только Ротердамскому среди морских портов Европы и вполне может претендовать на звание одного из крупнейших портов в мире. Портовые установки сами по себе занимают площадь в 11 000 гектар. Общая длина портовых причалов составляет 124 км, что позволяет швартовку как морских судов, так и небольших прогулочных катеров. Порт оборудован 387 подъемными кранами, 12 плавучими кранами, 19 погрузочными системами.

Причалы Антверпенского порта тянутся вдоль Шельды от северных предместий до самой голландской границы. Доки и портовые бассейны, расположенные в основном вдоль правого берега, занимают площадь 138 км кв. От Шельды их отделяют мощные шлюзы (их всего 6), в т. ч. действующий с 1987 г. огромный морской шлюз Берендрехт. Приблизительно 20 000 судов из 70 стран мира ежегодно заходят в порт, перевозя более 95.4 млн. тонн груза.

По широкой дороге мы проехали вдоль порта. Он действительно поражает своими масштабами. На протяжении нескольких километров дорога идет мимо бесконечных причалов, складов, мастерских. Весь горизонт испещрен контурами корабельных мачт и грузовых стрел портовых кранов.

Порт на реке: недостаток или преимущество?

Расположенный в низовьях Шельды в 90 км от открытого моря, Антверпенский порт давно столкнулся с серьезной проблемой прохода морских судов с портовым причалам. Укрупнение судов мирового флота все больше требует затрат сил и средств на дноуглубительные работы на подходных фарватерах, заставляя бельгийцев с завистью оглядываться на своего извечного и жесткого конкурента — Роттердам.

Борьба за привлечение крупнотоннажных танкеров закончилась в пользу глубоководного голландского порта — он стал главным распределительным нефтепортом Северо-Западной Европы. Ограниченные глубины на Шельде в конце концов закрыли доступ в Антверпен нефтеналивным супертанкерам наиболее «ходовых» размеров. Теперь не только транзитные нефтяные грузопотоки сосредоточились в Роттердаме — даже в самом Антверпене 4 нефтеперерабатывающих завода были вынуждены перейти на основное снабжение сырьем по трубопроводу, проложенному от Роттердама (объем прокачки — более 30 млн. тонн/год). Это оказалось экономически выгоднее, чем ввозить сырую нефть от дальних поставщиков менее крупными танкерами; кроме того, на реке снизились экологические риски.

Перевалку массовых сухогрузов (угля, руды, удобрений, зерна) Антверпенскому порту удается удерживать, хотя не без потерь, но зато новый раунд острой конкурентной борьбы с Роттердамом открыла контейнерная революция. Теперь главный порт Бельгии не жалеет усилий по обеспечению на Шельде заходов все более крупных контейнеровозов, стараясь не отстать от растущих потребностей трансокеанского линейного судоходства. Поэтому в области дноуглубительных технологий бельгийские компании приобрели, действительно, большой опыт и обладают внушительными возможностями.

Все же уязвимое место Антверпенского порта — удаленность от моря — дает о себе знать. Речной фарватер и шлюзы в закрытых бассейнах лимитируют габариты и осадку заходящих в порт судов. Во время прилива по Шельде сейчас проходят суда с осадкой до 15,5 м.

После завершения очередного этапа дноуглубления станет возможным движение судов, независимое от приливно-отливных колебаний, с осадкой до 14 м. Оставаясь преимущественно шлюзовым портом, Антверпен проигрывает Роттердаму по возможностям приема большегрузных балкеров. Но на открытых контейнерных терминалах, выдвинутых вниз по течению реки, предполагается через три года принимать любые контейнеровозы, даже суда будущего поколения с осадкой до 17 м.

Грузопотоки у Антверпена старается перехватить не только крупнейший в мире порт, но и целая цепочка не столь именитых соперников — расположенные в самом устье Западной Шельды голландские порты Флиссинген и Тернезен, а также Зебрюгге и другие близлежащие порты объединенной Европы, уже сегодня способные принять более крупные суда. Хотя это порты ниже рангом, их соперничество в Антверпене ощущается все больше. В Зебрюгге с прошлого года могут круглосуточно заходить самые крупные в мире контейнеровозы, а контейнерооборот этого бельгийского порта впервые превысил 1 млн. TEU. Устьевые порты Флиссинген и Тернезен с 1998 года объединились в единый комплекс, который стал одним из самых быстрорастущих во всей дельте Шельды-Мааса-Рейна. В Флиссингене недавно запущена процедура утверждения проекта глубоководного контейнерного терминала, а около Тернезена сейчас развертывается портово-индустриальная зона на площади 400 га.

Свое местоположение в эстуарии Шельды Антверпен стремится обратить себе во благо. Через искусственные судоходные каналы, пролегающие от Шельды к Рейну и Маасу, бельгийский порт получает выход к обширной сети европейских внутренних водных путей. Эти водные маршруты, все более интенсивно используемые портом, дают доступ речным судам европейского стандарта к «промышленному сердцу» Германии — Рейнско-Рурской области и к другим индустриальным центрам Европы, а по каналу Рейн-Майн-Дунай позволяют даже достигать Черного моря.

На свой речной хинтерланд во внутренних районах Европы Антверпенский порт делает большую ставку. В прошлом году почти 64300 рейсов речных барж обеспечили около 42% всех перевозок, тогда как доля автомобильного транспорта составила 41%, а железнодорожного — 17%. Помимо больших объемов навалочных и насыпных грузов, относительно дешевый речной транспорт дал терминалам Антверпена в 2003 году 31% всего объема контейнерных грузов. Около 40 регулярных воднотранспортных линий связывают Антверпенский порт с внутренними районами Европы. Впрочем, на этой водной сети успехи даются также нелегко, в нескончаемой «тарифной войне» с Роттердамом и другими сильными конкурентами.

Александр Романенко,
старший научный сотрудник ЗАО «ЦНИММФ»

В 2009 году грузооборот порта Антверпена составил 160 миллионов тонн, это второй по величине порт Европы. Это крупнейший разгрузочный порт Европы №1 по стали, лесу, продуктам и фруктам.