Страны и города Европы

Бельгия

В этом разделе: города и туристические районы Бельгии - фотографии, краткая история и наиболее значимые места, которые стоит посетить, также советы по шопингу и прочие полезные вещи

Что посмотреть:

 

В других странах:

Шарль Де Костер,Тиль Уленшпигель и город Дамме

Тиль Уленшпигель —
литературный герой Шарля Де Костера

Тиль Уленшпигель, Дамме

У самого въезда в бельгийский город Дамме, у идущей вдоль канала дороги, обсаженной высокими и стройными деревьями, из-за каменного невысокого заборчика высунулся хитро глядящий бронзовый мальчишка. В его руках зеркало, обращенное к дороге. Он как бы говорит: “Вглядитесь в это зеркало, и вы многое поймете в себе и вокруг себя”. Рядом примостилась сова. Скачут бронзовые лягушки. Бредут странствующие монахи. Растопырил уши осел — верный спутник мальчишки во многих его путешествиях…

Этот мальчишка, а вернее сказать, юноша — Тиль, шагнувший в бессмертие со страниц замечательной книги Шарля Де Костера “Легенда об Уленшпигеле”. Здесь “родился” Уленшпигель, чье имя можно перевести с фламандского как “сова и зеркало” или, если немного изменить звучание, — “ваше зеркало”.

…Многих бельгийских писателей и поэтов осенила всемирная слава, многие получили признание и у себя на родине, и далеко за ее пределами. Но ни один из них, пожалуй, не может сравниться по степени известности с Шарлем Де Костером, создателем выдающегося произведения “Легенда об Уленшпигеле”.

Шарль Де Костер родился в 1827 году в Мюнхене, где служили его родители, бельгийцы по национальности. Через шесть лет после рождения сына семья Де Костер вернулась в Брюссель. Шарля направили на учебу в колледж Сен-Мишель. После окончания колледжа будущий писатель шесть лет работал в банке. В 1850 году он оставил службу и поступил в университет. Учился Шарль плохо. Через пять лет усилий его слабые знания были оценены всего лишь званием “кандидата философии и литературы”. Это был трудный период для становления молодого дарования. И пожалуй, только дружба со многими выдающимися артистами, художниками и писателями того времени помогла Шарлю Де Костеру найти свое призвание.

В 1856 году с несколькими друзьями он начал выпускать журнал “Уленшпигель”. Вскоре Шарль опубликовал свою первую крупную работу — “Фламандские легенды”. Наверное, именно эти легенды позволили будущему создателю Уленшпигеля собрать по крупицам те замечательные черточки характера своего народа, которые позже воплотились в образе героя главного его творения. В начале 60-х годов 19 века журнал “Уленшпигель” и сам Шарль Де Костер вели активную борьбу против деспотизма и клерикализма во Франции и Испании, против Ватикана. Журнал решительно разоблачал и атаковал произвол богатых, погрязших в интригах священнослужителей, продажных политиканов.

Но главным в жизни Шарля уже тогда была работа над новой книгой. Десять лет жизни посвятил Де Костер “Легенде об Уленшпигеле”. Этот труд был завершен в 1867 году. С тех пор “Легенда об Уленшпигеле” издавалась и переиздавалась несчетное число раз, была переведена на десятки языков и встала в ряды шедевров европейской литературы. Однако сам Шарль Де Костер недолго мог радоваться успеху своего детища. В 1879 году он умер и был похоронен на кладбище в Икселе — одном из брюссельских районов, а слава Уленшпигеля разнеслась далеко за пределы Дамме и его родной Фландрии, перешагнула десятки государственных границ и поселилась в миллионах и миллионах домов, где стоит на полке мудрая книга Шарля Де Костера.

На центральной площади Дамме, где когда-то сожгли Клааса, отца Уленшпигеля, по навету алчного старшины рыбников Грейпстювера, в старинном доме, носящем название “Де Гроте Стерре” — “большая звезда”, разместился музей Тиля. Здесь на большой карте отмечены страны и города, где переводился и переиздавался роман. Только в нашей стране книга Шарля Де Костера издана более чем в 20 миллионах экземпляров.

В том же небольшом музее, в его чисто выбеленных комнатках, собраны иллюстрации, которыми художники мира снабдили разные издания романа. Есть здесь и предметы быта Фландрии того времени, и орудия убийства и пыток. Их присутствие в музее сначала неприятно поражает. Но постепенно приходит понимание того, что без этих зловещих свидетельств не составить себе полного представления о тех самых “глупостях, нелепостях и преступлениях целой эпохи”, о которой говорила Сова.

Ведь и сам Тиль, и его мать Сооткин, и вещунья и повитуха кума Катлина не избежали пыток в свой суровый век. Конечно же собранные в музее арбалеты, ржавые тесаки и затупившиеся пики выглядят наивно в сравнении с современным оружием. Однако и они смогли принести много горя на здешнюю землю. Нет, не зря мудрая Сова напоминает читателям романа о “мглистых рассветах, тусклым лучом озарявших мостовые, заваленные трупами мужчин, женщин, детей”…

Статьи о Бельгии