Страны и города Европы

Информация о стране

чехия

Города Чехии

В этом разделе: города и туристические районы Чехии - фотографии, краткая история и наиболее значимые места, которые стоит посетить, также советы по шопингу и прочие полезные вещи

Что посмотреть:

 

В других странах:

Пропасть Мацоха

Пещеры Пункевни

Пункевни (Пунквенные) пещеры являются частью заповедника “Моравский карст” в Чехии. Моравский карст — это уникальнейшие чешские пещеры и  одна из самых крупных карстовых областей в средней Европе. Здесь расположены свыше 1100 пещер. Но для посещений открыты всего четыре, одни из которых — Пункевни пещеры, в которых находится самая большая в Европе карстовая впадина — пропасть Мацоха.

Я остановил свой выбор на Мацохе, прельстившись рекламным проспектом. Большую часть пути предстояло ехать по скоростной  автомагистрали Прага — Брно. Дорога заняла около трех часов ( 240 км) Не доезжая до Брно, свернули с трассы D1 на 379-ую дорогу на город Бланско. От Бланско — по той же 379-ой до населенного пункта Skalni Mlyn. Машина несется по полям, затем мимо виноградников. И вот она уже въезжает в лесистое ущелье. Я смотрю на стройные ели, окружившие нас в ущелье, на охотничьи домики на каменистых склонах, замшелые пни, горную речку, катившую навстречу нам бурные воды…

От парковки до входа в Пункевни Пещеры идти минут 15 или можно доехать на паровозике за 70 крон. Дверь была приделана прямо к скале. Коричневые влажные камни. Над ними нависали острые утесы, покрытые мхом и мелким кустарником. Если поднять голову, до самого неба тянется еловый лес. Мрачный и густой. Куда же ведет дверь? Что там за ней?

Она легко открылась и я очутился в небольшом зале с белым потолком, освещенным лампами дневного света. Вот тебе и подземелье!.. Первые шаги в самое нутро горы оказались совсем не страшными. Здесь уже собралась группа туристов, рассматривавших потолок. Гид в брезентовом плаще, альпинистских ботинках и с ацетиленовым фонарем в руке объяснял, что такое карст. Очевидно, я немного опоздал, так как вся группа в этот момент устремилась за гидом ко второй двери. За ней начинался низкий туннель. Гид сказал, что этот туннель создала сама природа. Осталось лишь уложить бетон на пол и провести электричество.

Один из туристов, болгарин, объяснил мне, что «Мацоха» по-чешски означает “мачеха”.  Еще кто-то добавил, что Мацоха находится дальше и там видно небо. Трудно сказать, сколько времени мы шли за гидом по этому туннелю, стараясь не отставать друг от друга. Иногда казалось, что потолок становится ниже.

Пещера Сказочный храм

Но вот в лицо подул свежий ветер, и впереди открылась колоссальная пещера. Куполообразный зал, куда мы вошли, величествен. Сразу же чувствуешь: надо остановиться, осмотреться. Но куда смотреть? На потолок, который тонет во мраке? На стены, блестящие от влаги? На сталактиты, как бы пригибающие своей массой своды? На фантастические по форме сталагмиты? Сколько же их тут? Целый музей!.. Кстати, для тех, кто путает эти названия. Сталагмиты (от греч. stalagma — капля), натёчно-капельные образования столбообразной, конической и других форм, поднимающиеся со дна подземных карстовых пещер. Сталактиты (от греч. stalaktos — натёкший по капле), натёчно-капельные образования, свешивающиеся в виде сосулек и т.п. с потолков и верхних частей стен карстовых пещер.

В этот самый момент гаснет свет. Тишина и так была полной, какой она бывает только в подземелье. А тут она в одну секунду просто придавила всех. И вдруг в этом темном безмолвии раздался необычный звук. Серебряный, тихий, но тревожный. Если его услышишь где-нибудь в лесу, то сразу поймешь. А здесь прошла по крайней мере минута, прежде чем до сознания дошло: ведь это всего-навсего ручеек… Тут снова зажегся свет. На этот раз он возник во всех углах десятками оттенков цветовой палитры. Подземный зал будто подменили. Он стал музеем изящных искусств.

Краски сверкали, переливались, переходили одна в другую. Лимонный столб сталактита. Розовые гроздья сталагмитов, изумрудные наросты у самого потолка. Красные, словно раскаленные, глыбы камней в самом углу… Постепенно начинаешь понимать: это умелая игра светотехники, дело рук инженеров и художников. Но сам сеанс воспринимаешь как чудо. Неизъяснимая красота, фантастическая сказка! Только бы она не кончалась!

Но, увы, цветовая палитра исчезает, опять зажигаются обычные прожекторы. Кажется сперва, что все краски вмиг поблекли. Но глаз теперь начинает различать причудливую форму всех этих свечей, столбов, тумб и наростов. Они не гладкие, а закругленные, прихотливо изогнутые, с массивными выпуклостями на боках, с белыми змеевидными известковыми потеками. И эта сложность форм несет иные краски — на этот раз не столь театральные и пестрые, а более гармоничные и реальные…

Пещеры Пункевни — уникальное явление природы, — раздается голос гида. — Сейчас мы в зале “Сказочный храм”. Он считается самым красивым в Европе. Кроме того, здесь сконцентрированы все карстовые явления, которые возможны в природе. Мы шли с вами сюда по одному из туннелей. Но их здесь множество, целый лабиринт. Многие еще не разведаны. Чтобы теперь мы вот так спокойно могли идти по этому маршруту, спелеологи и строители работали многие годы. Сама же природа трудилась здесь шестьдесят миллионов лет…

Мой взгляд скользит по причудливым формам, но вот гид заканчивает и постепенно мы втягиваемся гуськом в новый туннель. Сказочный храм остается позади. Через несколько минут наша группа приходит в новую пещеру. Она еще более сырая. На полу много камней, и нам объясняют: известняки, песчаники, кварциты, конгломераты…

Здесь потолок ниже, но сталактитов тоже много. И тут они массивнее. Вот сталагмит в форме стола на одной ножке. Здесь вполне могли бы пировать такие великаны, как Гаргантюа. А вот из каменной стены выдвинулось лицо монаха в клобуке. Вот сталактит “люстра”. Он висит в одном из углов пещеры и не может не поражать филигранной обработкой своих “подвесок”. Под ним сталагмит “подсвечник”. А чуть в стороне — частокол из сталактитов, будто забор, подвешенный вверх ногами. Другое собрание сталактитов — словно разорванное ватное одеяло. А вот пасть зубастой акулы. В такую пасть автобус может въехать…

Восторженные взгляды экскурсантов переходят с акулы на голову доисторического чудовища, которое своей исполинской силой пробило дыру в стене и сурово смотрит на нас через каменное окно одним глазом. Потом нас приводят через туннель в еще один подземный зал, где все сталактиты — своеобразные барельефы. Они прилепились к стенам, образуя картины из жизни диких зверей в замысловатых джунглях.

Признаюсь, что мне, как и другим членам группы сперва было немного боязно в этом подземном царстве. Но постепенно все чудесные произведения искусства, выполненные трудолюбивой и неспешной рукой природы, настолько увлекают, что настороженность проходит.

Пропасть Мацоха

И вот впереди  — пропасть Мацоха. Тунель пещеры вдруг идет круто вниз. В нем даже выбиты ступени. Затем эти ступени поднимаются вверх. Впереди светлеет, и вдруг наша группа видит небо над головой. Нет, это не небо. Это всего лишь маленький голубой лоскуток. Вот она, Мацоха. Это тоже туннель. Только он идет вертикально вверх.

справка:

Пропасть Мацоха находится на территории Чехии, в Пунквенных пещерах Моравского карста и является самой большой карстовой пропастью Европы. Ее глубина достигает 138 метров. Длина верхней части пропасти — 174 метров, ширина — 76 метров. По краям расположены два наблюдательных мостика. Верхний мостик был построен в 1882 году, он размещен в наивысшей точке Мацохи, второй построили в 1899 году, расположен над нижней частью пропасти на высоте 92 метра. С этого мостика хорошо просматривается дно пропасти, по ее дну протекает речка Пунква, питающая два небольших озера. Пропасть образовалась естественным путем, когда потолок огромной пещеры в результате то ли эрозии, толи слабого землетрясения не выдержал и обвалился. По дну пропасти протекает речушка – Пунква (Punkva), которая питает два небольших озерца. К дну пропасти выходит комплекс пещер, так называемые Пункевни пещеры.

Представьте себе горный хребет, заросший лесом. И вот какие-то космические силы просверлили круглую дыру почти до самого основания горы. Глубокий колодец. Мы и оказались на его дне. Почему он назван Мацохой? По народной легенде, злая мачеха однажды сбросила сюда своих приемных детей…

— Мацоха — это один из самых глубоких в Европе провалов, — рассказывал гид. — Мы сейчас находимся на глубине ста пятидесяти метров. Пропасть образовалась после обвала потолка одной из карстовых пещер. Прежний пол этой пещеры находится на глубине сорока метров под нашими ногами. Любоваться теперь небом, отвесными скалами, зеленью можно лишь потому, что смотровые площадки сделаны здесь нашими строителями. Раньше тут был полный хаос — нагромождение огромных камней. Кстати, растения и мхи трогать нельзя. Флора здесь редкая, она относится к так называемому инверсионному типу. Здесь, на дне, растительность типично горная, а вот там, на верхних скалах, степная…

На дне провала небольшой водоем. Вода в в нем кажется окрашенной сочной синей краской. Проводник объяснил:»Это не озеро. Здесь выходят на поверхность воды речки Пунквы. Значительную часть туннеля, по которому мы шли из пещеры в пещеру, прорыла она. Потом ушла в сторону. Вскоре мы с ней познакомимся поближе. Что касается породы, которую точит здесь река, то это девонские известняки. Вода очень чистая, так же как и воздух».

Действительно, воздух везде прохладен и бодрит. Дышится легко. Держась за перила, мы проходим к отверстию следующего туннеля. Конечно, он приводит нас еще в одну пещеру. Сперва она кажется совсем небольшой. Но постепенно можно различить, что мал лишь участок, где мы стоим.

Скрытый в темноте купол подземного зала нависает над большим озером. Затем начинаем понимать, что это не озеро, а залив реки. На дне видны монеты, которые бросают туристы, чтобы судьба привела их снова в эти монументальные залы, туннели, галереи. Тем временем к клочку нашей суши из темноты залива подплывают бесшумно три лодки. Назвать их можно плавающими электромобилями. Понятно, что обычный трескучий мотор здесь совершенно неприемлем.

Рассаживаемся и плывем в сплошной мрак. Там, где купол снижается и уходит под воду, луч фонаря нашего гида отыскивает свод крошечного туннеля. Мы нагибаемся в лодке по команде рулевого. Подземная речка пробила здесь узкую галерею — извилистый туннель. Яркие лампочки показывают нам его мрачные своды, неожиданные повороты, устрашающие скальные выступы, которые приходится огибать на малой скорости.

Первая остановка — у гигантского грота. Мы высаживаемся, оглядываемся. Будто мускулистые гомеровские гиганты выбили в подземном камне аккуратное углубление, своеобразную “ракушку”. Здесь вполне можно устроить концертный зал. Уж очень тут торжественная обстановка. Действительно, грандиозность музыки Баха здесь проявилась бы во всем своем великолепии. Конечно, прибавилось бы и что-нибудь новое в звучании. Я подумал об этом потому, что одна из польских туристок уронила пудреницу и весьма мелодичный звук разнесся по всему залу. Баснословные акустические возможности!

Гид ведет нас в глубину грота. И что мы видим? Трубы колоссального органа! Это опять искусство осветителей. Они так установили лампы, что сталактиты превратились в музыкальный инструмент. Но вот опять луч фонарика гида ищет продолжение нашего пути.

Снова мы плывем по туннелю, где надо пригибать голову. Потом каменный потолок над водой становится выше, и лодки несут нас по новому залу подземного музея. На этот раз природа придумала боковые ниши, заполненные причудливыми наростами. Справа и слева овальные гроты размером с небольшую комнату. Все они прекрасно освещены, чтобы туристы могли любоваться фантастическим талантом “мастера карстовых дел”.

Что касается ламп, то они размещены не только выше уровня воды, но и в подводных гротах. Вы плывете в алюминиевой лодочке и разглядываете освещенные боковые ниши. Поверхность воды темная. Все кругом очень интересно. И вдруг в один из моментов замечаете, что проплываете вы над ужасающей бездной. Вода, оказывается, заполнила пещеру, которая уходит вниз на многие десятки метров. И какие-то фантазеры, чтобы напугать вас, смонтировали мощную лампу в боковом гроте этой подводной пещеры. Вода под вами голубая, нереальная, но совершенно четко видно, на какую ужасающую глубину уходят вниз стены. К счастью, эта шутка светотехников кончается быстро. Кораблики снова на темной воде, где чувствуешь себя спокойнее. Наш рулевой поясняет, что проплыли мы по куполу пещеры, который размыт рекой.

Туннель, по которому мы плывем, вдруг становится шире, гирлянда лампочек кончается, а впереди ясно обрисовывается овальное пятно — яркий дневной свет. Вскоре мы выплываем на крошечный прудик. Над головой — деревья, кусты, а еще выше — небо. Путешествие окончено. Невольно оглядываешься на отверстие в скале, из которого нас вынесли воды подземной речки.

Деревянные доски пристани, прогибающиеся под ногами, кажутся надежнее, чем шершавая бетонная тропинка в туннелях и пещерах, по которым мы ходили совсем недавно. Кстати, день за это время уже склонился к вечеру, но свет кругом почему-то резче, зелень ярче, а небо стало более синим. Все вокруг представлялось новым и красивым. Да, ощущение, что попал в другой мир, в какие-то буйные тропики, было настолько сильным, что даже в машине, мчавшейся обратно в Брно, горные ели мне казались пальмами. С того часа Мацоха долго будет жить в моих воспоминаниях.

Г. Малиничев