Страны и города Европы

Информация о стране

Черногория

Города Черногории

В этом разделе: города и туристические районы Черногории - фотографии, краткая история и наиболее значимые места, которые стоит посетить, также советы по шопингу и прочие полезные вещи

Что посмотреть:

 

В других странах:

Цетиньский монастырь

Цетиньский монастырь

Цетиньский монастырь расположен в центре столицы Черногории  — городе Цетинье, у подножия горы Орлиный Крест. С самого основания, вот уже более 500 лет, монастырь является резиденцией черногорских митрополитов и без всякого преувеличения его можно назвать сердцем православной Черногории.

История Цетиньского монастыря

Основал монастырь господарь Иван Черноевич — Иван-бег — правивший Зетой, как в старину называлась Черногория, в 1465-1490 годах. В 1479 турецкий султан Мехмет II захватил Зету, а Иван был вынужден скрываться в Италии. Здесь он посетил Лоретский монастырь, где дал обет построить церковь, посвященную Богородице, в случае своего возвращения на родину.

В 1481 после смерти Мехмета II Иван Черноевич возвращается в Зету и вновь обретает власть над этими краями. Оставив свою резиденцию на Жабляке на Скадарском озере, Иван-бег в 1484 строит себе дворец и «задужбину» — Цетиньский монастырь — в неприступном для турок Ловченском подгорье. По согласию с церковным руководством в монастырь перенесли резиденцию Зетской епархии.  В своей грамоте Иван Черногевич щедро наделил монастырь землями, лесными угодьями и всем необходимым.

Обитель находилась на холме Чипур. По свидетельству современников это был «малый, но прекрасный» монастырь. В середине его стояла церковь Рождества Пресвятой Богородицы, окружённая с трёх сторон колоннадой. Предположительно храм строили мастера из Приморья. По краям участка стояли монастырские постройки. В наружных стенах этих зданий были бойницы, а весь монастырь опоясывал ров и ограда из кольев.

Иван Черноевич умер в 1490 году и был похоронен в церкви монастыря, у южной стены. Его останки были найдены во время раскопок 1980-х годов. После него правил Зетой его сын Георгий (1490-1496) — основатель первой на славянском юге типографии на Ободе, которую вскорости перенес в Цетиньский монастырь. Первым печатником был схииеромонах Макарий.

Под натиском турок Георгий Черноевич вынужден был бежать в Венецию, а Черногорией некоторое время (1496-1499) правил, в качестве турецкого вассала, его младший брат Стефан. Затем страна вообще попадает под прямое турецкое правление.

Иван-бегов монастырь был разрушен 28 сентября 1692г. в ходе Морейской войны (1684-1699) Христианского союза, в который входили Австрия, Польша, Венеция, Ватикан, и на стороне которого сражались сербы и черногорцы, против Турции.

В 1684 началась Морейская война Христианского союза против Турции. В союз входили Австрия, Польша, Венеция, Ватикан. НА их стороне сражались сербы и черногорцы. С 1688 в Цетиньском монастыре размещался венецианский гарнизон. 28 сентября 1692 гарнизон вынужденно отступил. Перед отступлением они заминировали монастырь и взорвали его, когда туда вступили турки. Погибло около 300 человек, а их предводитель — скадарский паша Сулейман Бушатли был ранен. Он приказал уничтожить все оставшиеся от взрыва постройки. Митрополичья резиденция была временно перенесена в находящийся неподалёку монастырь Добрская Челия (Келия), а Цетиньский монастырь перестал существовать до начала 18 века.

В 1701-1704 годах митрополит Даниил возродил Цетиньский монастырь на новом месте, на склоне горы Орлиный Крест. При строительстве нового монастыря использовались строительные материалы из разрушенного. В алтарную стену новой церкви был вделан каменный рельеф с двуглавым орлом — гербом Ивана Черноевича, над входом установлена старая плита с текстом об основании обители, а колонны аркады 2-го этажа украсили старые резные капители.

Вскорости Цетиньский монастырь стал центром важных событий, определивших дальнейшую историю Черногории. В ночь накануне Рождества Христова с 24 на 25 декабря 1702 г., православные черногорцы по приказу владыки Даниила напали на «потурченцев» — черногорцев, принявших ислам и проводивших турецкую политику. Все потурченцы, кроме принявших крещение, были изгнаны из страны. Это событие, укрепившее внутреннюю сплоченность черногорцев в борьбе с турками, нашло свое отражение в знаменитой поэме Петра II Петровича-Негоша «Горный венец».

Именно в Цетиньском монастыре прозвучал призыв митрополита Даниила:

Мир, вставай за Крест, за честь юнатства,
все, кто носит светлое оружье,
все, кто слышит собственное сердце!
Мы поганцев имени Христова
окрестим водою или кровью!
В Божьем стаде истребим заразу!
Да взнесётся песня роковая,
алтарь правый на камень кровавый!

Другим важным шагом владыки Даниила стала его внешнеполитическая переориентация с католической Венеции на православную Россию. В 1711 в Цетинье прибывают послы из России полковник Михаил Милорадович (родом из Герцеговины) и капитан Иван Лукашевич (уроженец Подгорицы) с посланием от русского царя Петра I с предложением о совместной борьбе против Турции. В те годы тяжело пришлось Черногории. В 1714 турки прошли по всей стране, сжигая и разрушая все на своем пути. Цетиньский монастырь опять был разрушен. На следующий год владыка Даниил отправился в Россию за помощью и Петр I выделил деньги на восстановление разрушенных турками монастырей и церквей. Цетиньский монастырь был восстановлен в 1724.

Последнее разрушение монастыря произошло в 1785 при нападении скадарского паши Махмуда Бушатли. Метрополитом тогда был Петр I (Петрович-Негош) – св. Пётр Цетиньский (1784–1830). Через одиннадцать лет во время нового нападения на Черногорию Махмуд-паша погиб в сражении при селении Крусы. Череп его, как военный трофей, и сейчас хранится в Цетиньском монастыре. До сегодняшнего дня сохранилась в монастыре келья Св. Петра.

Во времена его преемника, — знаменитого черногорского поэта и митрополита (1830-1851) Петра II (Петровича-Негоша), монастырь значительно расширяется. В это время здесь работает школа, основанная в 1834; типография, привезенная Петром II в 1833 из России; останавливаются именитые гости. Места все равно не хватает в в 1838 рядом с монастырём была построена новая резиденция для Петра II.

Во время Первой мировой войны Цетинье было оккупировано австрийскими войсками. А после окончания военных действий 26 ноября 1918г. происходит объединение Черногории с Сербией, а 1 декабря 1918г. Сербия объединяется со Словенией и Хорватией в единое югославское королевство. В это время в Цетинье жило много русских людей, бежавших от большевистской революции и нашедших в Югославии второй дом.

Во время второй мировой и после нее монастырь уцелел, хотя многим священникам пришлось туго: напр., 1954г. митрополит Арсений с семью черногорскими священниками был осуждён Цетиньским судом на 11,5 лет «за организацию заговора против народного режима в Черногории и антигосударственную деятельность». Хотя по утверждению владыка его вина была лишь в том, что он в 1945 сказал, что католическая церковь во время Второй мировой войны сделала много зла православному населению Хорватии. Другой виной черногорского митрополита было то, что он во время встречи с секретарём Всемирного Совета Церквей Робертом Тобиасом, дал ему данные о том «как народные власти гонят Сербскую Церковь».

Монастырь сегодня

С 1990 черногорским митрополитом является Амфилохий (Радович).  Монастырская церковь посвящена Рождеству Пресвятой Богородицы. В этом хораме находятся главные святыни монастыря: ковчег с мощами Свт. Петра Цетиньского, а на нём – ковчежец с десницей Св. Иоанна Предтечи и Частица Честного и Животворящего Креста Господня.

Иконостас в церкви деревянный, резной. Иконы написаны Николаем Аспиоти с острова Корфу (по другим данным — братьями Джиновски из Македонии). Интересно, что на месте престольного образа — икона Свт. Петра Цетиньского. В церкви находятся две гробницы: у южной стены — черногорского князя (1852-1860) Даниила I Петровича-Негоша, а у северной стены — его брата воеводы Мирко, за свои победы над турками прозванного «мечём Черногории».

В монастырском дворе, у церкви похоронена вдова князя Даниила — Даринка, а слева от входа в монастырь стоит надгробие с крестом черногорского митрополита (1885-1920) Митрофана (Бана). В монастыре сохраняется келия Св. Петра Цетиньского, в которой хранится частица мощей св. Феодора Стратилата.

В богатой ризнице-музее монастыря выставлены корона Св. Стефана Дечанского, епитрахиль Св. Саввы I, облачения черногорских митрополитов и дары русских императоров, а также ценное собрание рукописных и печатных книг 13-19 веков, например рукописное Евангелие Дивоша Тихорадича (около 1350г.).

Между монастырём и дворцом–музеем черногорского короля Николая, на развалинах старого Иван-бегова монастыря, стоит придворная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, приписанная к Цетиньскому монастырю и являющаяся храмом Цетиньской семинарии. В церкви почивают останки последнего черногорского правителя короля Николая (умер в 1921) и его супруги Милены, перенесённые сюда из русской церкви в Сан-Ремо (Италия) в 1989.

Цетиньская семинария, где преподают многие цетиньские монахи, расположена неподалёку от монастыря, в бывшем здание церковного суда. Поблизости от семинарии, на Негошевой улице, располагаются журнал «Светигора» и православное радио «Светигора», в редакциях которых также работают цетиньские монахи.

Над монастырём, на вершине горы Орлиный Крест, расположен мавзолей владыки Даниила, в виде открытой часовни. Отсюда открывается вид на горный массив Ловчен, на одной из вершин которого, — на Езерском врху (Озёрном верху), похоронен выдающийся черногорский митрополит и поэт Петр II. Построенная им в качестве своей усыпальницы церковь Св. Петра Цетиньского была снесена титовскими властями в 1972, а на её месте воздвигнут мавзолей.

на основе материалов сайта — http://www.pravoslavie.ru/