Страны и города Европы

Литва

В этом разделе: города и туристические районы Литвы - фотографии, краткая история и наиболее значимые места, которые стоит посетить, также советы по шопингу и прочие полезные вещи

Что посмотреть:

 

В других странах:

Кафедральный собор Святого Станислава

Достопримечательности Вильнюса —
Кафедральный собор Святого Станислава

Кафедральный собор Святого Станислава, вильнюс

Кафедральный собор-базилика Святого Станислава – главный католический храм Литвы, история которого неразрывно связана с историей Вильнюса и всей страны в целом. Базилика — статус наивысшей категории храма, который присваивается Папой Римским. Собор получил его в 1922 году.

Кафедральный собор Святого Станислава, вильнюс

В подвалах Кафедрального собора в разное время были похоронены самые выдающиеся люди Литовского княжества, оставившие свой след в истории страны – князья, вельможи и епископы.

Кафедральный собор  вильнюс

Под часовней Кафедрального собора, в королевском мавзолее покоится король Польский и Князь Литовский Александр — единственный правитель Литвы и Польши, чья усыпальница находится в Вильнюсе. Также в подземельях собора-базилики лежат Витаутас Великий, внук Гедиминаса, и его жена Анна, две королевы — жены Сигизмунда Августа, Елизавета и Барбора, последнюю называли одной из первых красавиц Европы того времени. Здесь, в соборе Святого Станислава, стоит урна с прахом сердца короля Владислава Вазы.

Кафедральный собор  вильнюс, фото 3

Кафедральный собор построен на месте языческого капища, сооруженного первым великим литовским князем и королем по имени Миндовг. Принявший христианство в 1251, уже в 1261 он вернулся к язычеству. После крещения Литвы в 1387 году, польский король и великий князь литовский Ягайло приказал разнести по камешку святилище язычников, и возвести собор Святого Станислава.

В Вильне частенько бушевали пожары и собор горел не единожды. Его каждый раз отстраивали, а в облике здания появлялись новые черты. Так во времена литовского князя Витовта после очередного пожара собор приобрел готические черты. В 1418 в часовне Святого Михаила похоронили жену князя Анну, а в 1430 — самого князя Витовта.

Собор продолжал перестраиваться и расстраиваться. Так, 1522 год ознаменовался появлением колокольни на башне Нижнего Замка, строения напротив. А в 1554 Король Сигизмунд поручил реконструкцию храма итальянским архитекторам Бернардо Заноби и Джованни Чини, в результате чего собор обзавелся элементами ренессанса.

XVII век продолжил традиции предыдущего. В 1610 году собор вновь сильно пострадал от очередного пожара и его восстановлением занимался Вильгельм Поль. А после нашествия русских войск в 1655 году восстановительные работы вел архитектор Ян Винцент Сельведер.

XVIII век принес шведскую осаду 1701-1702 годов и замок вновь ремонтировали. А в 1769 южная башня Сельведер, стоящая на углу фасада, рухнула на капеллу, похоронив под своими обломками шесть ксендзов. Требовалась реконструкция и ремонт. В 1782 Был принял проект профессора Виленского университета Лауринаса Стуоки-Гуцявичуса. Этот проект предусматривал сохранность ценных архитектурных элементов, но в целом Собор приобретал черты классицизма.

Согласно проекта главный западный фасад кардинально изменили: по углам поставили две капеллы и шестиколонный портик. Напротив капеллы Святого Казимира для полной симметрии, пристроили ризницу с куполом. Все капеллы, находящиеся на территории собора, объединили общей кровлей и наружными стенами. Колонны бокового фасада создают визуально единую линию, связывая постройки здания в единое целое. Своды нефов распмсали заново. Архитектор не дожил до окончания работ и после его смерти реконструкцию продолжил его преемник Михаил Шульц. И лишь в 1801 году Кафедральный собор стал таким, каким мы его видим сейчас.

Над фасадом возвышаются три статуи: Святой Станислав слева, посередине — Святая Елена, справа — Святой Казимир. Это работа польского скульптора Кароля Ельского по эскизам Смуглевича. В нишах фасадов — фигуры четырех евангелистов, над нишами и над главным входом установлены барельефы со сценами жития святых апостолов: сошествие Святого Духа, излечение хромого, смерть Анания и Сапфиры, излечение святым Павлом больного. Жертвоприношение Ноя изображено на тимпане (поле) фронтона, а по бокам портика, в нишах стоят большие фигуры Авраама и Моисея. Боковые портики с южной стороны украшают гипсовые скульптуры королей династии Ягеллонов, ( работа Казимира Ельского, отца Кароля Ельского) а с севера – статуями святых ордена иезуитов, привезенных из костела Святого Казимира, преобразованного в православный собор Святого Николая.

В 1857 году из Августинианского монастыря привезли орган, и в 1859 году его окончательно смонтировали. Прослужил инструмент до 1889, когда Юзеф Родович построил новый орган специально под акустические особенности Кафедрального собора.

Во время Первой и Второй мировой войны в храме шли богослужения. Позднее, по вердикту советских властей, там разместился склад. 1950 год стал печальным для Кафедрального собора – с крыши сняли и уничтожили статуи святых. С 1956 года в храме расположилась Картинная галерея, а по воскресеньям в часовне Святого Казимира проводились концерты органной музыки. Через некоторое время концерты перенесли в большой зал.

1966 год положил начало интересной традиции – 31 декабря исполнять «Прощальную симфонию» Гайдна. Осенью 1969 года органу (самому большому в стране на тот момент) потребовался ремонт, который произвели мастера фирмы «Александр Шуке». После завершения работ состоялось праздничное открытие концертами. В Картинной галерее выступало множество известных пианистов – из Литвы, России, Франции, других стран.

И лишь в 1985 году власти разрешили возобновить богослужения в Картинной галерее Художественного музея. В феврале 1989 года собор освятили, а в марте торжественно перенесли из костела Петра и Павла мощи Святого Казимира. В октябре того же года Кафедральный собор наконец-то открыли для католиков.

Станисловас Кузма, скульптор, в 1993 году восстановил скульптуры святых на фасаде собора. С 1993 года стало торжественной традицией в процессе инаугурации литовского президента, после присяги и парада, проводить богослужение в честь вступающего в должность, а также освящение флага.

Весьма примечательна часовня Святого Казимира в приалтарной части правого нефа. Часовня старше самого собора на 170 лет, является последним напоминанием о барочном соборе 17-го века. В часовне под балдахином из гипса лежит серебряный саркофаг святого, а под ним – чудотворный образ, икона Казимира 1520 года. Это известная икона «трехрукого Казимира» с интересной историей. Художник, рисуя картину, закрасил одну из рук готового образа святого и нарисовал новую. Но когда все слои краски просохли закрашенная «третья» рука стала проявляться. Руководство собора решило ничего не менять, и для особой иконы сделали специальный серебряный оклад, в котором хорошо видны все детали картины. В усыпальницу Святого Казимира раньше вел подземный ход из дворца литовских князей.

Напротив собора возвышается колокольня — наиболее сохранившаяся башня оборонительной линии замков Вильни. Ее высота – 57 метров, а окончательный внешний вид колокольни вырисовался два столетия назад. Подземную часть башни, квадратной формы, построили в 13-14 веках, круглая часть с бойницами датируется 14-16 веками, а верхняя часть выполнена в стиле барокко и классицизма. Несмотря на подобную мешанину, внешний вид колокольни не пострадал. В 17-м веке на башне колокольни появились часы. Обод четырех циферблатов, стрелки и цифры позолоченные, минутных стрелок нет, а каждые четверть часа бьет колокол.

Достопримечательности Вильнюса