Страны и города Европы

Информация о стране

греция

Города Греции

В этом разделе: города и туристические районы Греции - фотографии, краткая история и наиболее значимые места, которые стоит посетить, также советы по шопингу и прочие полезные вещи

Что посмотреть:

 

В других странах:

Парфенон

Парфенон — греческий храм с 2500-летней историей

Парфенон в афинах

Парфенон — главный храм акрополя в греческом городе Афины, посвященный Афине Парфенос, богине-покровительнице города. Парфенон — настоящий шедевр древнегреческой архитектуры и символ греческого гения. Его величественные развалины даже сегодня, через две с половиной тысячи лет производят огромное впечатление.

Строительство храма началось в 447 г. до н.э. по распоряжению Перикла, стратега и политического деятеля, способствовавшего развитию демократии в Древней Греции и вставшего во главе государства в 443 году. Храм возводился на месте более раннего, который строился в честь победы в Марафонской битве над персами. И хотя открытие и освящение храма состоялось в 438 до н.э. на празднике Великие Панафинеи, отделочные работы были закончены только в 432. Возглавлял строительные работы скульптор Фидий. Он же и изготовил большинство скульптур, украшавших храм.

Великие Панафинеи — праздник в честь богини Афины было грандиозным зрелищем. И в отличие от Малых (ежегодных и не столь пышных) Панафиней проводился раз в четыре года и длился несколько дней. Соревновались между собой сочинители гимнов, проходили конные и музыкальные состязания. Затем следовал бег с факелами, военные упражнения вооружённых воинов. А заключал это великолепное празднество триер — состязание боевых кораблей. Но самой главной частью Панафинеи являлась огромная торжественная процессия афинян(помпа), несущая дар богине — великолепное одеяние (пеплос), который ткали избранные девушки в течение 9-и месяцев, а также множество других даров. Пеплос везли из афинского района Керамик по главным улицам города на Акрополь в святилище богини в Парфеноне.

Панафинейскую процессию можно увидеть на рельефах Парфенона: жрецы ведут жертвенных животных, Красивые девушки несут дары в корзинах, благородные старцы шествуют с оливковыми ветвями и с венками на головах. За ними следуют юноши и взрослые граждане Афин в военных одеждах с копьями и щитами, вооруженные всадники, за ними — победители предыдущих состязаний. Рельефы над входом в храм отображают богов, встречающих процессию.

Парфенон обошелся настолько настолько дорого, что возмущенные афиняне обвинили Перикла в расточительстве. И не мудренно. Стратег потратил на строительство Парфенона 450 серебрянных талантов, а на эти деньги можно было большой флот построить 450 кораблей!

На обвинение Перикл ответил, что если афиняне недовольны, то он возместит всю сумму из собственных средств, но на великом храме, которому суждено стоять в веках, он оставит свое имя. После чего горожане, не пожелавшие уступить всю славу Периклу, закричали, чтобы строительные расходы он отнес на общественный счёт. Надо сказать, что Перикла хоть и уважали, но не любили. За некоторую отчужденность его даже прозвали Олимпийцем. Политические противники Перикла часто старались вредить ему, нападая на его близких друзей: Анаксагору вменили в вину нечестие и вынудили бежать из Афин, а скульптора Фидия обвинили в присвоении части золота, отпущенного на изготовление знаменитой Афины, украшавшей Парфенон.

В византийский период, когда пришло христианство, Парфенон был назван Храмом Святой Марии, а статую Афины вывезли Константинополь. В середине 15 века Афины были захвачены турками, а Парфенон — уже бывший Храмом Святой Марии — переделан в мечеть.

Не повезло храму и в 17 веке, когда в 1687 году, во время войны Турции и Венеции, в крышу Парфенона угодило пушечное ядро. Обидел его и 19 век, когда английский дипломат Т. Элджин, получил разрешение султана Османской империи на вывоз из Парфенона бесценной коллекции скульптур. Их и сегодня можно увидеть в Британском музее.

В славные древние времена в Парфеноне, в самом центре храма, стояла 13-метровая статуя Афины Парфенос, выполненная великим Фидием из золота и слоновой кости. К великому сожалению, оригинал статуи не сохранился. По одной версии она погибла при пожаре в Константинополе, по другой — судно на котором она находилась, так и не попало в место назначения. Сегодня в музеях мира можно видеть лишь копии, воссозданные по описаниям.